«Нам было страшно». Как Россия победила на Rolex Middle Sea Race 2017


Команда BOGATYR из яхт-клуба «Навигатор» выиграла регату Rolex Middle Sea Race 2017. Рулевой команды рассказывает, как это было.

Игорь Рытов — рулевой и предводитель парусной команды BOGATYR из яхт-клуба «Навигатор» — подробно рассказал, как ковалась победа на Rolex Middle Sea Race 2017.


«Нам было страшно». Как Россия победила на Rolex Middle Sea Race 2017
Фото: «Яхт-клуб Навигатор»

«В прошлом году мы впервые приняли участие в Rolex Middle Sea Race и показали хороший результат (4 дня 13 часов 49 минут). Тогда мы в своей группе по факту пришли первыми, но при пересчете нас обогнала почти такая же лодка JPK только поменьше, в итоге мы были вторыми. В целом для «Богатыря» прошедшая регата была пятой с момента спуска на воду, а из 600-мильных — третья: RMSR’16, Rolex Fasnet’17 и RMSR’17. Две предыдущие 600-мильные гонки прошли для нас в достаточно лайтовых условиях, были слабые и средние ветра, штили. А в этой мы практически всё время были с хорошим ветром, а вторая половина гонки вообще была с перегруженным ветром, то есть были штормовые условия, слава богу, наша лодка выдержала, и мы показали отличный результат.


«Нам было страшно». Как Россия победила на Rolex Middle Sea Race 2017
Фото: «Яхт-клуб Навигатор»

Всю гонку можно разделить на четыре этапа. Первый — это с момента старта от Мальты и до Месины, второй — это после Месины огибание в Стромболи вдоль северного побережья Сицилии до острова Фавиньяна и огибание его, третий — почти прямая до Лампедузы, и четвёртый — финишная прямая от Лампедузы до Мальты и финиш там.


«Нам было страшно». Как Россия победила на Rolex Middle Sea Race 2017
Фото: «Яхт-клуб Навигатор»

Прогноз на эту регату был ясен с самого начала. Нас все предупреждали, да и мы сами постоянно получали информацию о погоде с различных ресурсов. И то, что придёт мистраль на вторые сутки, мы понимали, а многие экипажи после Месины свернули, чтобы не нагружать свою матчасть и, наверное, не подвергать свои экипажи опасности. Мы же понимали, что ветер будет дуть до 35 узлов, а для нас и лодки — это рабочий ветер. Единственное, нас смущало, что от Месины до Фавиньяны предстоял долгий путь в лавировку, против ветра, против волны, а нашего 11-метрового «Богатыря» при таких условиях швыряет, бросает, и он, бедолага, не совсем предназначен для таких курсов. Но была надежда, что ветер как-то подвернет и для нас курс станет приемлем.


«Нам было страшно». Как Россия победила на Rolex Middle Sea Race 2017
Фото: «Яхт-клуб Навигатор»

Со старта мы ушли отлично, возглавляя нашу группу, вырвались сразу в первую линию. Дальше всю гонку в своей группе мы были во главе, то есть все, кто был в Class 6, нас всё время догоняли. После старта был оттяжной буй, мы вышли на марку первыми, обогнулись и пошли дальше в сторону Месины. До неё, пока не стемнело, был достаточно рабочий ветер до 15 узлов, потом он начал стихать. Ночью мы шли по очень слабому ветру, часто меняли паруса: стаксель лайт, код зеро, были моменты, когда мы ставили генакер. То есть нам приходилось двигаться на малейших порывах, что мы успешно и делали, сильно оторвавшись от нашей группы. Надо понимать, что за нами стартовали большие лодки — кто-то нас обогнал вечером, кто-то ночью, в общем, под Месиной было плотное скопление, если мне не изменяет память, то мы подходили туда 15-16-ми.


«Нам было страшно». Как Россия победила на Rolex Middle Sea Race 2017
Фото: «Яхт-клуб Навигатор»

Перед Месиной мы получили усиление ветра до 20 узлов, у нас появилась связь, мы стали смотреть треки лодок, которые были впереди нас. Так мы увидели, что все лодки за Месиной встали в затишье. Rambler двигался со скоростью 1-2 узла; Leopard, Moma и Arctic Energy двигались практически без продвижения вперед. Нас это, конечно, порадовало, так как если бы к ним пришел мистраль раньше, то у нас шанса выиграть overall не было, они бы практически сразу вышли на полный курс и улетели от нас очень далеко. А так мы, можно сказать, подъехали к ним. Дальше нас тоже ждал не очень приятный сюрприз — отсутствие ветра. Только около берега был легкий бриз с порывами, вот мы на этом бризе потихоньку отъехали западнее вдоль побережья. По нашим расчётам было понимание, что ветер должен приходить с запада и с дальнейшим подворотом среди ночи на север. У нас была стратегия первыми получить этот порыв, так мы прошли вдоль берега Сицилии, и уже после огибания Стромболи нам нужно было повыше забраться, чтобы получить первый отход ветра и уже на нём делать поворот на Фавиньяну, чтобы выйти на неё одним галсом, что нам, в общем-то, и удалось сделать.


«Нам было страшно». Как Россия победила на Rolex Middle Sea Race 2017
Фото: «Яхт-клуб Навигатор»

На второй день в девять вечера ветер начал усиливаться, я как раз в это время отдыхал после вахты. И уже когда в полночь я вышел на палубу, дуло очень хорошо — стабильно 25-30 узлов, волна начала подниматься. Всю ночь и день участок вдоль северной Сицилии мы шли против волны и ветра, и нас, если честно, ушатало. Выглядело это примерно так: ночь, волна 4-5 метра, которая накатывает справа от тебя, ты не понимаешь, что за этой волной, ты видишь только тень и не понятно: либо волна пологая и пройдёт под твоей лодкой, либо она обрушится на тебя. Если честно, местами было страшновато, техника безопасности превыше всего, поэтому мы все были в спасжилетах, пристегнуты и когда кто-то из нас видел волну, предупреждал всех, чтобы кто находился внизу, не травмировался от удара волны, а те, кто был наверху, крепко держался, чтобы не смыло.
В общем, ночь была тяжёлой, многие из нас задумались, а нужны ли нам ещё офшоры, не пора ли завязывать с этим, перейти ли на формат только коротких гонок с проживанием в отеле и получать удовольствие только от up&down гонок.
Но когда рассветало, ситуация поменялась. Мы видели волну, видели порывы, солнышко светило, настроение поднялось, и мы быстро вышли на Фавиньяну. Подходя к ней, опять появилась связь, это был уже вечер, мы увидели свою позицию и позиции наших соперников и поняли, что мы практически ничего не потеряли и остались также во главе нашей группы, но провалились в overall. Но мы не ставили перед собой задачу быть первыми в overall, нам просто было приятно, что до Месины мы возглавляли турнирную таблицу, а возле Фавиньяны мы были 4-5, я уже не помню.
Вторую ночь от Фавиньяны до Пантеллерьи мы шли на полном курсе, поставили генакер A2, прибавили сильно в скорости, мы уже двигались по волне, а не против — начался комфортный сёрф. Но это была ночь и плохая видимость волны, поэтому приходилось заниматься гаданием — с какой волны можно скатываться, с какой нет, периодически лодку бросало в брочинг, но нам удавалось всё во время исправлять. Несколько раз за эту ночь к нам подходили тучевые-грозовые фронты. Во время одного из них, когда ветер усилился до 40 узлов, мы шли с генакером А2, на усилении мы начали подваливать с волны, нам подбило нос и получился так называемый china jibing — это когда лодка ложится на наветренный борт. У нас в этот момент на палубе было пять человек, каждый занимался своим делом: два в открене, другой на триме грота, третий на триме генакера, один на руле. И так получилось, что когда мы легли на наветренный борт, у нас четыре человека вывалились за борт. Слава богу, все были пристегнутыми, у всех сработали спасжилеты, все быстро запрыгнули вовнутрь, пересчитались, ребята с отдыхающей смены выскочили наружу и обезветрили парус, мы смайнали А2, поставили А3 и продолжили наше путешествие к следующей точке — Пантеллерьи, но уже более осторожно, не перегружая паруса.



Видео можно посмотреть на YouTube-канале Rolex World of Yachting.


Утром, когда рассветало, был великолепный день, солнечная погода, хорошие волны, которые было прекрасно видно. Настроение команды подняли Антон и Валера — они включили музыку. Мы поставили перед собой задачку — каждая вахта должна была показать рекорд скорости, бывало мы разгоняли нашего «Богатыря» до 17-18 узлов. Это был день, когда мы уже от него получали колоссальное удовольствие: от сёрфа, от скорости, от работы экипажа. Когда мы подошли к Лампедузе, опять появилась связь, мы посмотрели, где находимся, трекинг показывал, что мы занимали то третью, то вторую позицию в overall — нас это прибодрило, мы улучшились. Плюс мы увидели, что в социальных сетях за нас болели наши близкие, друзья и вообще очень много людей. Кто-то в комментариях написал, что, мол, ребята давайте, вы уже выигрываете 18 секунд у южноафриканской яхты Music, вам нужно поднажать. Мы поняли, что шансы у нас, действительно, есть, потому что Swan прекрасная лодка, но не глиссирующая, а мы меньше и легче, единственное, нужно отстроить и грамотно отработать следующую ночь.


«Нам было страшно». Как Россия победила на Rolex Middle Sea Race 2017
Фото: «Яхт-клуб Навигатор»

После огибания Лампедузы мы поставили генакер А2 и грот без рифов. Было предложение не спать всем и быть наверху, но мы прикинули, что это порядка 10-11 часов, что это будет очень тяжело после прошедших двух суток и решили всё-таки ничего не менять в распорядке. Одна вахта занимается тримом парусов и рулением, подвахта — на открене и в готовности помочь, а если основная вахта устала, то заменить, отдыхающая смена — полностью отдыхает. Я отрулил и пошёл отдыхать, но в итоге так и не удалось нормально поспать, потому что переживал, думал, смотрел в монитор кто-где по ISO. И миль за 10 до Мальты появились первые признаки связи, я увидел по трекам, что мы лидируем и в своём классе, и в overall, я поднял всех отдыхающих, так как нам до финиша осталось 2-3 часа. Нужно было чётко отработать последний рывок, всех отправили в открен, максимальный трим парусов, отработка каждой волны — было бы просто обидно, если бы мы проиграли на финише секунды. Всегда ведь после финиша, когда анализируешь гонку, думаешь: «Да, вот здесь ты мог лучше отрулить, здесь не отдыхать, а тут поставить вместо этого паруса другой». Поэтому нам нужно было выложиться до конца. Ребята все откликнулись, поднялись, оделись, вышли на палубу, сели в рядочек в открен и отработали оставшееся время на отлично.


«Нам было страшно». Как Россия победила на Rolex Middle Sea Race 2017
Фото: «Яхт-клуб Навигатор»

Когда подходили к финишу, была интересная картинка — смотрим, какой-то маленький катерочек светится, подумали, может быть, это рыбаки. Подошли к нему, и тут на нём зажигается прожектор, оттуда на нас камеры — мы решили, что это всё-таки неспроста, что, возможно, мы сохранили своё лидерство в overall. В три с чем-то ночи мы финишировали, за нами последовал катер с прессой. Когда мы пришвартовались, они взяли у нас интервью, после чего ребята скинули меня в воду. Хорошо, что я был в жилете и он сработал, меня вытащили, и тут был очень приятный сюрприз на берегу. Ребята из других российских команд пришли нас встречать с шампанским и бутербродами. Это была мощная поддержка: нас обрызгали шампанским и принесли поесть, за последнюю ночь мы толком не кушали.
Конечно, мы очень рады и счастливы, что всё так удачно сложилось для нас, для нашей яхты, для России — что это впервые такой трофей завоевать. Мы не ожидали совершенно: в своём классе побороться — это да, мы понимали, что это для нас реально и мы можем, но то, что выиграем такую престижную регату… об этом мы даже не мечтали. Но, как я написал в одном из своих постов в «Фейсбуке», иногда невозможное всё-таки возможно. Дальше пока о 600-мильных гонках не думаем, нужно это пережить и пожить с этим. Для меня опыт именно таких гонок — первый. Да, у нас экипаж боевой, ребята спортсмены, но не всем удавал&

Лента новостей
Все новости
Прогноз матч Бавария — Реал Мадрид 25.04.2018
Прогноз матч Кан — Тулуза 25.04.2018
Видеообзор матча «Рубин» – Академия ФК «Краснодар». Официальный сайт ФК «Краснодар
Ничья с «моряками». Официальный сайт ФК «Краснодар
Видеообзор матча «Краснодар-2» - «Черноморец» . Официальный сайт ФК «Краснодар
Юноши Барселоны выиграли Лигу чемпионов без единого поражения
Арсенал в УПЛ рассчитывает на Банникова, Сагуткина и Окодуву
Штрафные Леванте нокаутировали Атлетик: смотреть голы
Уолкотт принес Эвертону победу над Ньюкаслом: лучшие моменты матча
Антонио Конте: задачей был выход в финал
Лучшее за неделю